На данной странице расположена копия статьи с форума Airforce.ru
Мы решили на всякий случай сохранить на нашем сайте этот интересный материал, созданный трудом
пользователя форума под именем "АРКАН". Большое спасибо ему за эту работу
Рижское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Я.И. Алксниса находилось на берегу Кишозера по адресу Ezermalas 3. После обретения Латвией независимости, в 1993 году вся авиатехника расформированного училища была распродана, часть разрезана на металлолом, часть перевезена в РФ, но многие ЛА удалось сохранить, большинство из них сегодня в рижском авиамузее. У училища было две площадки с авиатехникой (учебными пособиями). В течении последних 10 лет время от времени интересовался историей многих училищных бортов, информация собрана по сведениям ветеранов, но удалось узнать далеко не всё. К тому же сведения по памяти не редко противоречат друг другу...Надеюсь курсанты училища и другие исследователи авиации сообща сможем выяснить судьбу многих учебных пособий РВВАИУ.
Ниже приведены фотографии не реальных экземпляров самолетов с аэродрома РВВАИУ, а просто образцы техники соответствующих модификаций с просторов интернет.
Учебный аэродром РВВАИУ находился за территорией аэропорта Скулте возле торца ВПП 36.
№??
Данных нет.
№20 (2201407), выпущен в 1972 г.
Прибыл из Брод, Львовской обл. По одним сведениям был на учебном аэродроме один. Замечен в 1988 г. С 1993 г. в музее. Фото 1988, 06.1996, 01.05.2010, 14.08.2012
№?? (2201108), выпущен в 1971 г.
Где именно он находился в училище доподлинно не ясно. Утилизирован в 1993 г., хвостовая балка находится в музее (оттуда и з/н). Фото 10.2016, 29.08.2012
№36 белый (???)
Замечен на фотографиях 1988 г. Возможно как раз его з/н 2201108. Фото 1
№03 (3532424810853), выпущен в 1978 г.
В 80-е годы прибыл в Скулте на борту транспортного самолёта. 27.10.1993 доставлен морским путём из Риги в Ливерпуль (Великобритания). В 2006 г. перевезён в США где стал экспонатом авиа музея. Фото 10.1993, 21.11.2009, 05.09.2011, 18.06.2014
№06 (3532464505029), выпущен в 1975 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. В дальнейшем модернизирован в Bae Systems, участник выставки Farnborough’2004, б/н изменён на №03. Позднее передан в музей. Фото 25.06.1994, 1994, 17.02.1999, 2004, 07.2004, 27.11.2005, 08.06.2011
№03 (3532461715415), выпущен в 1977 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 198Х, 31.03.2007, 22.06.2008, 31.03.2009
№??
Утилизирован или продан? Данных нет.
№06 (02685133), выпущен в 1968 г.
В 70-е годы в этот борт первым был передан из РВВАИУ тогдашнему Клубу Юных Лётчиков (КЮЛ) – нынешний рижский музей авиации. Фото начало 70-х, 27.08.2013
№94 (516939011), выпущен в 1975 г.
Передан в 1987 г. в КЮЛ. Сегодня экспонат музея. Фото 01.05.2010
По сведениям ветеранов всего было 5 Миг-23 разных модификаций, получается в списке есть лишние машины…?
№50 (023003508), выпущен в 1973 г.
Имеет ЦД вместо "Сапфира". 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 17.02.1999, 03.08.2002, 09.10.2016
№07 (024003607), выпущен в 1974 г.
Имеет ЦД вместо "Сапфира". 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 17.02.1999, 03.08.2002, 09.10.2016
№16 (0390206503), выпущен в 1975 г.
Получен из 899 апиб (Лиелварде). В 1993? г. из РВВАИУ передан в музей. Фото 14.08.2012
№74 белый (0390207525), выпущен в 1976 г.
В начале 90-х передан в музей. Фото 14.08.2012, 27.08.2013
№71 (61912507006, 07-01), выпущен в 1974 г.
Во многих источниках ошибочно указывается как Миг-27Д. Откуда передан неизвестно. Замечен в училище в 1986 г. 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 1986, 10.1993, 17.02.1999, 09.10.2016
№?? (2960325098), выпущен в 1983 г.
Данных нет.
№34 (020СО04, 03-04), выпущен в 1969 г.
Выпущен как Миг-25Р, позднее доработан в первый Миг-25РБС. Опытный борт имел б/н 304. По слухам передан из «львовской учебки», когда именно неизвестно. В музее предположительно с 1993 г. Фото 1988, 19.08.1990, 27.08.2013
№25 (02050740), выпущен в апреле 1978 г.
В 1979 г. списан после аварии в 931 орап (Вернойхен), имел №26, позднее передан в училище. При расформировании в 1993 г. вывезен в Финляндию на а/д Тампере. Перекрашен, нанесён бортовой №25 (какой б/н имел в училище неизвестно), находился на аэродроме в Тампере. Весной 2016 г. выкуплен Тартусским музеем авиации. Фото 1988, 1998, 1998, 1998, 200Х, 16.05.2003, 04.06.2016
№23 белый (83712515040, 05-10), выпущен в октябре 1980 г.
С завода передан в 129 апиб (Талды-Курган), оттуда был передан в училище. 27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 17.02.1999, 2006, 2012, 2012, 30.09.2013
№28 (0390505030), выпущен в 1983 г.
В 1986-1990 годах передан из 53 иап (Шауляй). В 1993 г. перевезён в Краснодарское ВВАУЛ. Позднее передан в музей г. Камышин. Фото 1994-2004
№25 (2960509168), выпущен в 1984 г.
Ориентировочно в 1989 г. поступил в училище предположительно из Мукачево (92 иап) под б/н №42 белый. В училище получил б/н 25 жёлтый. В 1993 г. перевезён в Краснодарское ВВАУЛ, впоследствии установлен в виде памятника. Фото 1989, 19.08.1990, 19.08.1990, 1991, 199Х, 2007
№09
Все три Су-7Б замечены в мае 1973 г. Предположительно все три переданы с Шяуляйского АРЗ. Фото 05.1973, 1975-1985 г.
№10
Все три Су-7Б замечены в мае 1973 г.
№41
Все три Су-7Б замечены в мае 1973 г.
№54 (69004), выпущен в 1974 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 25.06.1994, 1990-е, 17.02.1999, 08.2011
№35 (25102), выпущен в 1977 г.
27.10.1993 доставлен морским путём в Великобританию. Фото 10.1993, 17.02.1999, 30.09.2013
№70 (42?19), выпущен в 1979 г.
Прототип Су-17М4, авария 17.06.1982, списан и передан в РВВАИУ. Утилизирован в начале 90-х, разбитая кабина попала в музей. Фото 2008
№??
Данных нет.
По сведениям ветеранов: «Всего было 4 Су-24 разных модификаций: На учебном аэродроме числилось 2 Су-24 (без буквы), на приангарной стоянке 1 (из Черняховска, с отломанными стойками (приварены наглухо к корпусу) и один препарированный в ангаре.»
«Одна из музейных кабин точно "без буквы". Давно это всё было, я, честно говоря, не помню Су-24М на Скулте, а вот на Кишэзерсе точно был Су-24М и даже пара штук.»
№15 белый?
Не ясно где именно находится самолёт, но один из известных з/н (на этой странице) возможно его. Не факт что училищный.
№32 (25508101062), выпущен в 1982 г.
Передан из 80 ошап (Ситал-Чай). Впервые замечен летом 1990 г. Фото 19.08.1990, 19.08.1990
№303 (36911003?03), выпущен в 1980 г.
Опытный Т10-9 с двигателями АЛ-21Ф-3АИ передан из ЛИИ в апреле 1986 г. Находился в ангаре на Скулте в препарированном виде. В 1993 г. утилизирован, кабина находится в музее. Фото 2008
№01 (36911009709), выпущен в 1985 г.
Передан в 1986-1987 годах из 4 ЦБП (Липецк). В 1993 г. перевезён самолётом Ан-22 в Курганское ВВАИУ. Впоследствии передан Курганскому авиа музею. Фото 20.08.1989, 20.08.1989, 01.08.2014
№68 выпущен в 1960-1962 г.
«105Р» ранних серий прибыл в 1971 г. на а/д Румбула, позднее перелетел на Скулте. Оснащён двигателями ВД-7М. До 1985 г. его перевезли и установили на учебном аэр. РКИИГА в Пурвциемсе. Борт утилизирован в начале 90-х. Фото конец 80-х, конец 80-х
№53 выпущен в 1971 г.
Прибыл в 1981 г. по некоторым данным из Пскова. С 1993 г. в авиа музее. Заводской номер до сих пор неизвестен, так как самолёт находится за пределами музея в таможенной зоне и подобраться к нему без пропуска проблематично. Фото 1988, 1988, 1988, 1993, 11.04.1994, 1997, 01.05.2010, 14.08.2012
№4
Судьба неизвестна.
Училищная приангарная площадка находилась на берегу Кишозера:
№??
Данных нет.
№??
Данных нет. Замечен на фото 1959-1963
№03 или №06
в РВВАИУ было два Ми-24Д, №03 и №06 (указаны в первом разделе), какой именно из них был на площадке возле Кишозера неизвестно.
№??
До 1960 года три МиГ-19 из полка были переданы в Рижское военное авиационно-техническое училище связи, которое в 1967 году стало РВВАИУ им. Якова Алксниса. Тогда перед входом этого училища был установлен памятник МиГ-19. В 1993 г. самолёт снят и вывезен в РФ.
№??
До 1960 года три МиГ-19 из полка были переданы в Рижское военное авиационно-техническое училище связи, которое в 1967 году стало РВВАИУ им. Якова Алксниса. Тогда перед входом этого училища был установлен памятник МиГ-19. В 1993 г. самолёт снят и вывезен в РФ.
№??
Был с дополнительными ЖРД. Судьба неизвестна.
№??
Препарированный стоял в ангаре у озера, впоследствии вероятно утилизирован
№12
Изначально был на Скулте, позднее перевезён на площадку возле Кишозера? Впоследствии вероятно утилизирован. Фото 80-е (первый слева)
№09
С системой СПО-3. Судьба неизвестна.
№20
Дожил ли до 1991 г. или был утилизирован ранее? Фото 1970-е
№38
Данных нет. Утилизирован?
№??
Данных нет
№??
Данных нет
№04
Данных нет. Утилизирован? Фото 80-е
№60 белый (3910601), выпущен в 1973 г.
Имеет бронелист, двигатели АЛ-21Ф-3 и удлинённую часть хвостовую часть фюзеляжа как у Миг-23Б. Был передан из Жуковского. На месте пушки ГШ-6-30А установлена полка для испытательной аппаратуры. В 1993 г. борт для музея купил (без формуляра) латвийский художник Олег Тилбергс. Фото 09.05.1987, 09.05.1987, 1989, 01.05.2010, 27.08.2013
№?? (020СМ03), выпущен в январе 1970 г.
Части утилизированного самолёта сохранились в музее, откуда привезены в музей неизвестно. Западные споттеры присваивают этот заводской номер спарке Миг-25ПУ.
№30
Утилизирован. Разбитая кабина попала в музей. Фото конец 80-х, 1989, 2008, 06.2008
№30
Утилизирован. Разбитая кабина попала в музей. Фото конец 80-х, 1989, 2008, 06.2008
№52 (з/н нет), выпущен в 1982 г.
23.08.1982 первый полёт. Машина также участвовала в ГСИ (к 27 ноября 1983 г. борт выполнил 70 полётов). Проходил испытания до 1986 года. 10 апреля 1986 года совершил последний полет. Всего совершил 213 полётов. Позже разобран и отправлен в Рижское ВВАИУ, на кафедру «Конструкция и прочность летательных аппаратов» для использования в качестве учебного пособия. Консоли крыла использовали на опытном самолёте МиГ-29 №916.
В 1993 г. при развале училища самолёт подвергся вандализму, звёзды были закрашены чёрной краской (как и на других самолётах). "Бизнесмены" разрезать на металлолом самолёт не стали по причине наличия в конструкции углепластиковых панелей обшивки, видимо, в чём-то возникли затруднения. Приобрести самолёт помог латвийский художник Олег Тилберг. Борт был найден лежащим в перевёрнутом виде без двигателей и килей, именно в таком разграбленном состоянии был перевезён в музей где впоследствии доукомплектован (передняя часть фюзеляжа). Фото 04.08.2004, 2005, 06.2008, 14.08.2012
№10
Борт первых серий. Замечен в 1971-1976 годах. Дальнейшая судьба не известна. Фото 1971
№??
Препарированный в ангаре, с двигателями АЛ-7Ф-1-250. Вероятно утилизирован
№55
Данных нет. Вероятно утилизирован.
№27
Опытный. Препарированный в ангаре. В начале 90-х утилизирован. Вероятно это именно его фото частей фонаря: 06.2008
№?? (0515318), выпущен в 1983 г.
Вероятно именно он (согласно з/н) был на второй площадке возле Кишозера. Предположительно именно он был передан из Черняховска, с отломанными стойками (приварены наглухо к корпусу). Утилизирован в 1993 г., кабина находится в музее (оттуда и з/н). Фото 04.2010, 2010
№49 (25508105042), выпущен в 1984 г.
200 ошаэ, командировка в Афганистан, авария 18.09.1984, повреждён при посадке, списан, отправлен в СССР в военное училище (РВВАИУ?). Был ли он в РВВАИУ? В 2012 г. передняя часть нашлась на аэродроме в Тампере (Финляндия), по слухам куплена в Латвии в 90-е годы. Фото 1980-е (слева), 06.2012
№??
Данных нет. Вероятно утилизирован.
№22 (7960808), выпущен в 1967 г.
Передан из 886 орап в конце 80-х годов. Был ли он в РВВАИУ или сразу из полка передан в музей минуя училище? Фото 10.09.1993, 20.04.2015
№07 (797786?502273, 04-03), выпущен в 1975 г.
Летом 1980 г. передан из КБ Яковлева. Данный борт был на одной из кафедр или в ангаре возле Кишозера.
Комментарии к фотографиям можно посмотреть в альбоме авиатехники Рижского ВВАИУ.
Также посмотрите фотоальбом Кудрявцева Виктора, там представлены некоторые самолеты которые тоже в какое-то время находились на аэродроме училища, например: Ту-22Р.