Достижения цивилизованного мира в нашем городке не то, чтобы отсутствовали, они как бы были... но были "условно" - это как "условно съедобные" грибы - валуи там всякие, свинушки, белянки-молоканки - есть можно, но - вымочи сначала, отвари, слей, процеди, снова отвари... короче - "Эти грибы есть можно? - Можно...только умрешь..." Кстати, грибов в тех местах - настоящих, белых - немеряно было. Было одно "но" - медведи и кабаны по лесам шастали, что ваши ежики. Ну, тут уж сам выбирай, кто ты по жизни - герой с грибами или трус без грибов. Военные - люди отважные, за грибами ходили все.
Но сейчас не об этом. Сейчас - о нагревании воды. Горячая вода в мой квартире, условно говоря, была. Периодически. Для ее получения предварительно надо было натопить титан, стоящий в ванне. Процесс нехитрый и, даже, увлекательный - растапливаешь дровами, затем добавляешь сп&&&го с кочегарки угля - такой жар поднимался - титан аж гудел и мелко вибрировал.
Существовал упрощенный вариант: титан топился по-минимуму - только для "ополаскивания" после принятия ванны, а ванна предварительно нагревалась огромным ведерным электрическим кипятильником. Впрочем, относительно ванны он был и отнюдь не огромным. Кипятильник нагревал ванну за пол-дня, уточню сразу - электросчетчик при этом не крутился. Почему? - спросите вы. Не хотел, видимо... - отвечу я уклончиво.
Итак, воскресенье, вторая половина дня. С утра запихнутый в ванну кипятильник нагрел воду до приемлемой температуры. Титан, растопленный какими-то обломками, располагает некоторым количеством теплой воды. Все хорошо. Как бы. Но - кипятильник все еще в ванне и я в очередной раз иду проверять, достаточно ли теплая вода.
Такая важная деталь: кипятильник был включен в розетку, которую я сам установил в ванне для пущего удобства, подсоединив ее к проводам, идущим на лампочку. Видимо, как-то не очень правильно подсоединил, как выяснилось позже. В очередной раз мне лень было вытаскивать вилку нагревательного прибора из розетки, я просто щелкнул выключателем, свет погас, я наклонился к ванне и опустил в воду руку, держась второй рукой за полотенцесушитель (они все равно летом холодные были)...
Помню ощущения какого-то "взрыва" перед глазами... Что было дальше? Видимо, как-то инстинктивно руку я все же из ванны выдернул. Подробностей не помню. Осознавать себя я стал лишь уже сидя в комнате на диване. Сознание, травмированное ударом тока, отключилось, но организм сам в панике убежал от опасного места!
Через пол-часа я уже блаженствовал в теплой воде ванны. Кипятильник был вытащен, тщательно смотан, засунут в ящик, ящик в утке убран в кладовку на дальнюю полку. До следующего воскресенья.
Вся эта сексуальная активность вкупе с плясками вокруг титана была, конечно, делом хлопотным. Но. В городке Переяславка-2 района имени Сергея Лазо из двенадцати жилых домов (ДОСов) четыре дома были «элитными» - в них централизовано подавалась горячая вода из гарнизонной кочегарки. Правда, происходило это волшебное явление три раза в неделю по несколько часов в день, поэтому наличие дровяного титана в квартире было явно более выигрышным вариантом.
Вообще для Хабаровского края, где зимой температура опускалась до минус 40 градусов, эти дома, построенные из железобетонных панелей и снабженные тоненькими сдвоенными рамами ("сочинский вариант"), были - как бы это сказать? - неуместны. Впрочем, классические двойные деревянные рамы в более старых кирпичных домах тоже не служили серьезной преградой на пути холода. Поэтому обитатели и тех, и других домов не мелочились банальным затыканием поролона в щели, они просто забивали на зиму окна полиэтиленовой пленкой с помощью реек. При этом разглядеть что-либо за окном, кроме времени суток, становилось невозможным, зато появлялась возможность пережить зиму без ощутимых потерь.
Так вот – о титанах. В моей квартире, в ванной находился ОН – цилиндрический бак, стоящий на чугунной печурке – агрегате, замечательном во всех отношениях: даже просто топить ее дровами (помимо полезного эффекта обретения горячей воды) было весьма романтично, навевало некие аллюзии о каминах, старой Англии…
А еще, помнится, я даже несколько раз жарил в ней шашлык из баранины, выданной в качестве пайка за месяц (пол-тушки) и вымоченной предварительно в ванне в холодной воде неделю. Вымачивал не потому, что следовал какому-то древнему секретному рецепту, просто сломался холодильник. Шашлык, кстати, получился замечательным, Сталик бы обзавидовался. Правда, при его поедании сотоварищи нами использовался один специфический ингредиент под названием "спирт технический", который, как известно, улучшает вкус любого блюда, глютамат натрия отдыхает.
Процесс топки осложнялся предшествующим ему процессом добывания дров. Как правило, дрова добывались на аэродроме распиливанием списанной (и не очень) бомботары. Так же можно было топить углем, украденным набранным у кочегарки – но от этого титан быстро прогорал. Впрочем, кого это волновало? Однова живем!
Хорошим тоном и знаком товарищеско-офицерской взаимовыручки у жителей городка считалось ходить друг к другу мыться – в «новые» дома во время подачи горячей воды (чтобы не трахаться с топкой титана у себя дома) и, наоборот, во время отсутствия таковой – чтобы… ну, просто – чтобы помыться.
Мой приятель – однокашник Серега Силантьев жил в доме без титана, поэтому иногда захаживал «на помыться» с вещмешком дров и традиционным «пузырем» спирта, который душевно распивался нами, пока вода нагревалась.
Как-то раз товарищ пришел с этим банным набором, пребывая в состоянии изумленной эйфории. По-хорошему, ему бы впору не водные процедуры принимать было, а поспать часов 8, но... желание друга – закон и вот титан топится, спирт разбавляется, разливается и распивается. Провожая Серегу в ванну, напутствовал его, ты, дескать, смари там, осторожнее.
В общем, минут через 15 после начала процесса купания этого красного от разлитого и распитого коня я услышал глухой звук падения тела – и тишина… Ни крика, ни стона, ни даже короткого «мля»… Стало страшно. Я помчался спасать товарища. Картина маслом – Серега, весь в мыльной пене, лежал на спине, ноги были задраны на край ванны, глаза удивленно осматривали потолок. Бережно подхватив (вдруг сломал чего) друга под белы плечи, усадил его на край ванны, откуда, судя по всему, он и свалился навзничь – неужели после такого выживают? Глаза счастливой жертвы несчастного случая в быту, задвигались более осмысленно и остановились на мне, явно обрадовавшись: «О, Кирюха! Них&я не понимаю – вроде сижу только что, и вдруг – лежу уже!» Мыться Серега, уж дальше не стал – ну его, от греха подальше. Мы еще выпили за его чудесное спасение – Бог все же хранит дураков и пьяниц.
Самое интересное в этой истории то, что она повторилась спустя пару месяцев уже со мной. Пребывая в том же приподнятом настроении, присел, намыливаясь на краешек... Далее – по тексту: «Ни хрена не понимаю: только сидел вроде, и вот – лежу уже!» На самом деле – ничего не успеваешь ни понять, ни почувствовать – удивленно наблюдаешь потолок и свои задранные ноги и думаешь: А че было-то?
Берегите себя