РВВАИУ - Главная
Рижское ВВАИУ им. Я.Алксниса

День знаний на берегу озера Киш

автор: Виктор Подлубный, добавлено: 07.04.2012

Сегодняшний День знаний я провел в Рижском Высшем Военном Авиационном Инженерном Училище имени славного сына латышского народа, паренька из под Руйены, командующего ВВС СССР, командарма Якова Алксниса.

Естественно, побывал я в бывшем училище, которое ровно 20 лет назад в последний раз отпраздновало 1 сентября – День знаний – и через год навсегда перестало существовать..

Я праздновал там День знаний 21 год подряд, а кто-то лет 30-40...

Сев за эту публикацию, призадумался: с чего бы начать – с минора или с мажора.

Решил, что мажором надо бы закончить. :)

А потому, сорри, часть первая будет минорная.

И посвящается она моим друзьям и сослуживцам, а так же моим ученикам-курсантам, с которыми мы ежегодно в этот день, 1 сентября, в 8.30 утра стояли на плацу, на который вносили знамя...

Часть первая. Аркадия, или Сентиментальные руины

Теперь в училище можно въехать на машине. Ворота раскрыты, правда, есть шлагбаум. И его поднимают подрабатывающие на этом несложным деле студенты.

Они сидят там, где в наше время сидел дежурный по автопарку.

Там всё то же, нет только прогорклого запаха табачища. Зато есть ноутбуки.

В этом «аквариуме» над входом мы сидели, будучи дежурными по училищу.

А в «аквариуме» над нами сидел зам. нач. училища.

После ГКЧП, в ночь с 20 на 21 августа, он спустился ко мне, и мы с ним просидели всю ночь: ждали приказа, опасаясь самого жёсткого, подымающего по тревоге и вооружающего полторы тысячи спящих курсантов. Но приказа, слава Богу, не последовало...

А вот это картинка приятно-ностальгическая. Товарищи офицеры поймут, что я имею в виду :)

Главный вход на «радиофак». Постамент из-под бюста А.С.Попова.

Роща за бордюром вообще-то выросла в бассейне полутораметровой глубины.

И не мудрено: за 20 лет небрежения там могли и медведи завестись...

Взгляд назад – и идём дальше.

Кстати, эта дорожка, которая у нас именовалась «центральной аллеей», по которой утром в свой кабинет шёл начальник училища, не могла нести на себе ни единой соринки.

Поэтому асфальт был выметен до стерильности... :)

Это училищная санчасть, фактически – маленький госпиталь.

Курсантская столовая.

Каждый курсант ходил сюда ежедневно, трижды в день. И так – пять лет.

Почти святое для ребят место. :)

Глубоко понять и прочувствовать эту святость может лишь тот, кто знает как оно в молодости «жрать хочется!»...

Казарма.

Тут ребята еженощно спали. До 150 чел. в одном помещении.

Это тяжело. А точнее – это очень тяжело.

Это одна из тягот и лишений воинской службы. Но и к этой тяготе привыкали...

Это вход в ВЦ.

Там стояла ЭВМ «Минск-32».

Она ела и переваривала перфокарты с дырками от «Fortran'a», безучастно сплёвывая всё неверно написанное... :)

А это старые помещения моей кафедры – кафедры Авиационных приборов, навигационных комплексов и автоматических систем управления полётом.

Здесь была лаборатория отделения авиационных приборов.

А это моя дверь.

Я тут начинал инженером, потом стал начальником отделения авиационных и комплексных тренажёров.

За дверьми стоял тренажер самолёта МиГ-21. Секретный. Поэтому дверь старужи была оббита жестью...

Ну да, ни на что другое ума у приемников не нашлось... Батареи – и те тупо стырили.

«Радиофак», вид на роскошное «сталинское» здание с тыльной стороны.

Склады и в ряд с ними – старые клуб и спортзал.

Я их еще таковыми застал, это уже потом построили актовый зал амфитеатром и большой спортзал.

В планах было построить бассейн и яхтклуб...

Дорога к озеру Киш, на берегу которого располагалось училище.

Дорога на приангарную стоянку, где в наше время стояли основные типы самолетов фронтовой авиации и вертолеты тож...

Как быстро, однако, в отсутствие регламентных работ даже в бетоне образуются дыры... :)

Ангар. В нем тоже стояли самолёты.

В том числе те их сокровенные части, которые нужно было скрыть от посторонних глаз. :)

На втором плане – будка дежурного по стоянке.

Рядом с ней я начинал службу в училище – делал пульты для исследования характеристик реактивных двигателей, служа в отделении электрических измерений неэлектрических величин, которым командовал капитан Имант Виксне – мой первый в жизни командир. :)

Двигатель РД-9 от МиГ-19 стоял за стенами кирпичного строения, у которого не было задней стены.

Эх, как тот РД орал во время лабораторных работ!

Громче Шараповой на корте. :)

Это то место, где неподалёку от берега озера были два грунтовых теннисных корта.

А это стадион. Бывший, разумеется.

Эта «таёжная тропа» ведет теперь к «механическому» факультету.

Окна комнаты дежурного по факультету. Тоже вусмерть прокуренная, в том числе и мною. :)

А это уже тылы моего факультета – «электрического».

В подвале – от запасного входа и до угла здания – мои родненькие окна.

Сюда переехало отделение тренажёров, и сюда мы при переезде вволокли уже новый тренажёр – самолета Миг-25.

В этот вход проходили из автобуса летчики-испытатели из команды Игоря Волка, готовившиеся слетать на «Буране».

Единственное строение в приличном состоянии, оставшееся от РВВАИУ. Это столярная мастерская, где мастером был Янка Пилатс (если не ошибаюсь в фамилии), умевший из дерева делать всё, а потому живший очень даже неплохо... Я с ним был дружен, поскольку у меня была яхта, которую с помощью Янки и имевшегося в моём распоряжении спирта удавалось содержать в порядке... Новая власть Янке сотрудничества с оккупантами сначала не хотела простить, но потом Янка и при новой власти стал востребованным.

А это парадный вход на мой родной факультет!

На постаменте некогда стоял бюст Якову Алкснису, славному сыну латышского народа, парню из-под Руйены...

Всё, тут минор кончается и начинается мажор! :)

Часть вторая. Господа инженеры, или А всётаки она вертится!

Теперь на моём «электрофаке» разместились аудитории Механического факультета Рижского технического университета и лаборатории пяти институтов.

Было 1 сентября.

Но студентов ещё не было.

Преподавателей тоже.

И пошел я бродить по пустым этажам...

«Здравствуйте, с праздником!»

«Здравствуйте, спасибо!»

Встретил нечаянно своего ученика, в прошлом курсанта РВВАИУ.

Александр работает в проблемной лаборатории этого вот института с завораживающим названием.

Он показал мне своё хозяйство.

Это вакуумная камера...

А это электронный микроскоп... Через него видны молекулы и атомы – это ж надо!

А это уже учебный агрегат, а именно томограф.

На нём, а так же на рентгеновских и других диагностических аппаратах студентов обучают эксплуатации, проведению регламентов и ремонту этого сложного медицинского оборудования.

Ну, прямо всему тому, чему учили и мы...

А потом мы с Александром спустились в подвал, к белой двери, тоже в мою бытность обитой жестью – и вы уже знаете, зачем так оббитой.

За нею и стоял мой тренажёр.

Сначала тренажёр самолета Миг-25, потом самолёта МиГ-29, уже с цифровым имитатором динамики полета и работы всех систем.

Теперь здесь стоит тяжелое станочное оборудование.

Здесь студентов обучают ремонту автомобилей.

А решётки на оках ещё наши, они для того же, для чего и дверь, обитая железом... :)

Эта дверь ведет прямо на улицу – через неё затаскивались шкафы и кабина тренажёров.

А потом вытаскивались, и увозились.

Куда эвакуировали тренажёр в 1992 году – даже не знаю...

А справа от двери, в углу, стоял мой стол, за которым писались научные труды по объективной автоматизированной оценке выполнения летчиком полётного задания... Эх!..

Сюда, в конец подвального коридора рядом с тренажёром, мы выходили покурить. Тогда ещё можно было.

И травили анекдоты.

Здесь стояли Быковский, Микоян, Волк, Станкявичус, Приходько, Щукин... Какие это были мужики!

Исторический, можно сказать, кусок коридора...

Потом мы с Александром попрощались, и у меня был обстоятельный разговор с замдекана Механического факультета профессором Балодисом о том, куда и в каком направлении движется древнейшая из наук – механика, и есть ли у них кому учить студентов....

Но эта тема за рамками сегодняшнего рассказа. :)

Резюме же разговора было такое: не смотря ни на какие политические штормы, корабль науки идет в верном направлении, а именно – вперед.

Наука умеет независимо саморазвиваться, а потому ни она, ни процессы получения знаний неостановимы!

Профессор стал готовиться ко встрече со студентами, которая должна была состояться наверху, в аудитории, в которой я сам столько раз читал лекциии...

А я спустился в фойе, где студенты на эту встречу собирались.

Посмотреть на них поближе, всмотреться в их лица...

Нормальные ребята.

В куче все они говорят по-латышски, по мобильнику – зачастую переходят на русский.

Жизнерадостные. Весёлые. Отзывчивые. Стеснительные.

В общем, такие же, как и наши курсанты.

Вот только девчонок у нас не было. :)

Пока ходил по территории – все время лил дождь.

Это небо вместе со мною всплакнуло... :(

Вышел из училища к машине – дождь прекратился, солнышко вглянуло.

Возле ворот на взгорке стоял и сверкал на солнце трактор.

Но не потому, что трактор – это символ средоточия механических наук, а потому что тут, в бывшем РВВАИУ теперь тракторами «Белорус» торгуют.

А в наше время здесь на стелле взмывал в небо самолёт, как символ красивой мечты и устремлённости к ней.

То был тот самый МиГ-19, из которого выпотрошили двигатель, который так сильно ревел на приангарной стоянке, когда на нём проводились лабораторные работы...

С Днём знаний, товарищи офицеры!

С Днем знаний все, кто учился, кто учит и продолжает учиться!