Сегодняшний День знаний я провел в Рижском Высшем Военном Авиационном Инженерном Училище имени славного сына латышского народа, паренька из под Руйены, командующего ВВС СССР, командарма Якова Алксниса.
Естественно, побывал я в бывшем училище, которое ровно 20 лет назад в последний раз отпраздновало 1 сентября – День знаний – и через год навсегда перестало существовать..
Я праздновал там День знаний 21 год подряд, а кто-то лет 30-40...
Сев за эту публикацию, призадумался: с чего бы начать – с минора или с мажора.
Решил, что мажором надо бы закончить. :)
А потому, сорри, часть первая будет минорная.
И посвящается она моим друзьям и сослуживцам, а так же моим ученикам-курсантам, с которыми мы ежегодно в этот день, 1 сентября, в 8.30 утра стояли на плацу, на который вносили знамя...
Часть первая. Аркадия, или Сентиментальные руины
Теперь в училище можно въехать на машине. Ворота раскрыты, правда, есть шлагбаум. И его поднимают подрабатывающие на этом несложным деле студенты.
Они сидят там, где в наше время сидел дежурный по автопарку.
Там всё то же, нет только прогорклого запаха табачища. Зато есть ноутбуки.
В этом «аквариуме» над входом мы сидели, будучи дежурными по училищу.
А в «аквариуме» над нами сидел зам. нач. училища.
После ГКЧП, в ночь с 20 на 21 августа, он спустился ко мне, и мы с ним просидели всю ночь: ждали приказа, опасаясь самого жёсткого, подымающего по тревоге и вооружающего полторы тысячи спящих курсантов. Но приказа, слава Богу, не последовало...
А вот это картинка приятно-ностальгическая. Товарищи офицеры поймут, что я имею в виду :)
Главный вход на «радиофак». Постамент из-под бюста А.С.Попова.
Роща за бордюром вообще-то выросла в бассейне полутораметровой глубины.
И не мудрено: за 20 лет небрежения там могли и медведи завестись...
Взгляд назад – и идём дальше.
Кстати, эта дорожка, которая у нас именовалась «центральной аллеей», по которой утром в свой кабинет шёл начальник училища, не могла нести на себе ни единой соринки.
Поэтому асфальт был выметен до стерильности... :)
Это училищная санчасть, фактически – маленький госпиталь.
Курсантская столовая.
Каждый курсант ходил сюда ежедневно, трижды в день. И так – пять лет.
Почти святое для ребят место. :)
Глубоко понять и прочувствовать эту святость может лишь тот, кто знает как оно в молодости «жрать хочется!»...
Казарма.
Тут ребята еженощно спали. До 150 чел. в одном помещении.
Это тяжело. А точнее – это очень тяжело.
Это одна из тягот и лишений воинской службы. Но и к этой тяготе привыкали...
Это вход в ВЦ.
Там стояла ЭВМ «Минск-32».
Она ела и переваривала перфокарты с дырками от «Fortran'a», безучастно сплёвывая всё неверно написанное... :)
А это старые помещения моей кафедры – кафедры Авиационных приборов, навигационных комплексов и автоматических систем управления полётом.
Здесь была лаборатория отделения авиационных приборов.
А это моя дверь.
Я тут начинал инженером, потом стал начальником отделения авиационных и комплексных тренажёров.
За дверьми стоял тренажер самолёта МиГ-21. Секретный. Поэтому дверь старужи была оббита жестью...
Ну да, ни на что другое ума у приемников не нашлось... Батареи – и те тупо стырили.
«Радиофак», вид на роскошное «сталинское» здание с тыльной стороны.
Склады и в ряд с ними – старые клуб и спортзал.
Я их еще таковыми застал, это уже потом построили актовый зал амфитеатром и большой спортзал.
В планах было построить бассейн и яхтклуб...
Дорога к озеру Киш, на берегу которого располагалось училище.
Дорога на приангарную стоянку, где в наше время стояли основные типы самолетов фронтовой авиации и вертолеты тож...
Как быстро, однако, в отсутствие регламентных работ даже в бетоне образуются дыры... :)
Ангар. В нем тоже стояли самолёты.
В том числе те их сокровенные части, которые нужно было скрыть от посторонних глаз. :)
На втором плане – будка дежурного по стоянке.
Рядом с ней я начинал службу в училище – делал пульты для исследования характеристик реактивных двигателей, служа в отделении электрических измерений неэлектрических величин, которым командовал капитан Имант Виксне – мой первый в жизни командир. :)
Двигатель РД-9 от МиГ-19 стоял за стенами кирпичного строения, у которого не было задней стены.
Эх, как тот РД орал во время лабораторных работ!
Громче Шараповой на корте. :)
Это то место, где неподалёку от берега озера были два грунтовых теннисных корта.
А это стадион. Бывший, разумеется.
Эта «таёжная тропа» ведет теперь к «механическому» факультету.
Окна комнаты дежурного по факультету. Тоже вусмерть прокуренная, в том числе и мною. :)
А это уже тылы моего факультета – «электрического».
В подвале – от запасного входа и до угла здания – мои родненькие окна.
Сюда переехало отделение тренажёров, и сюда мы при переезде вволокли уже новый тренажёр – самолета Миг-25.
В этот вход проходили из автобуса летчики-испытатели из команды Игоря Волка, готовившиеся слетать на «Буране».
Единственное строение в приличном состоянии, оставшееся от РВВАИУ. Это столярная мастерская, где мастером был Янка Пилатс (если не ошибаюсь в фамилии), умевший из дерева делать всё, а потому живший очень даже неплохо... Я с ним был дружен, поскольку у меня была яхта, которую с помощью Янки и имевшегося в моём распоряжении спирта удавалось содержать в порядке... Новая власть Янке сотрудничества с оккупантами сначала не хотела простить, но потом Янка и при новой власти стал востребованным.
А это парадный вход на мой родной факультет!
На постаменте некогда стоял бюст Якову Алкснису, славному сыну латышского народа, парню из-под Руйены...
Всё, тут минор кончается и начинается мажор! :)
Часть вторая. Господа инженеры, или А всётаки она вертится!
Теперь на моём «электрофаке» разместились аудитории Механического факультета Рижского технического университета и лаборатории пяти институтов.
Было 1 сентября.
Но студентов ещё не было.
Преподавателей тоже.
И пошел я бродить по пустым этажам...
«Здравствуйте, с праздником!»
«Здравствуйте, спасибо!»
Встретил нечаянно своего ученика, в прошлом курсанта РВВАИУ.
Александр работает в проблемной лаборатории этого вот института с завораживающим названием.
Он показал мне своё хозяйство.
Это вакуумная камера...
А это электронный микроскоп... Через него видны молекулы и атомы – это ж надо!
А это уже учебный агрегат, а именно томограф.
На нём, а так же на рентгеновских и других диагностических аппаратах студентов обучают эксплуатации, проведению регламентов и ремонту этого сложного медицинского оборудования.
Ну, прямо всему тому, чему учили и мы...
А потом мы с Александром спустились в подвал, к белой двери, тоже в мою бытность обитой жестью – и вы уже знаете, зачем так оббитой.
За нею и стоял мой тренажёр.
Сначала тренажёр самолета Миг-25, потом самолёта МиГ-29, уже с цифровым имитатором динамики полета и работы всех систем.
Теперь здесь стоит тяжелое станочное оборудование.
Здесь студентов обучают ремонту автомобилей.
А решётки на оках ещё наши, они для того же, для чего и дверь, обитая железом... :)
Эта дверь ведет прямо на улицу – через неё затаскивались шкафы и кабина тренажёров.
А потом вытаскивались, и увозились.
Куда эвакуировали тренажёр в 1992 году – даже не знаю...
А справа от двери, в углу, стоял мой стол, за которым писались научные труды по объективной автоматизированной оценке выполнения летчиком полётного задания... Эх!..
Сюда, в конец подвального коридора рядом с тренажёром, мы выходили покурить. Тогда ещё можно было.
И травили анекдоты.
Здесь стояли Быковский, Микоян, Волк, Станкявичус, Приходько, Щукин... Какие это были мужики!
Исторический, можно сказать, кусок коридора...
Потом мы с Александром попрощались, и у меня был обстоятельный разговор с замдекана Механического факультета профессором Балодисом о том, куда и в каком направлении движется древнейшая из наук – механика, и есть ли у них кому учить студентов....
Но эта тема за рамками сегодняшнего рассказа. :)
Резюме же разговора было такое: не смотря ни на какие политические штормы, корабль науки идет в верном направлении, а именно – вперед.
Наука умеет независимо саморазвиваться, а потому ни она, ни процессы получения знаний неостановимы!
Профессор стал готовиться ко встрече со студентами, которая должна была состояться наверху, в аудитории, в которой я сам столько раз читал лекциии...
А я спустился в фойе, где студенты на эту встречу собирались.
Посмотреть на них поближе, всмотреться в их лица...
Нормальные ребята.
В куче все они говорят по-латышски, по мобильнику – зачастую переходят на русский.
Жизнерадостные. Весёлые. Отзывчивые. Стеснительные.
В общем, такие же, как и наши курсанты.
Вот только девчонок у нас не было. :)
Пока ходил по территории – все время лил дождь.
Это небо вместе со мною всплакнуло... :(
Вышел из училища к машине – дождь прекратился, солнышко вглянуло.
Возле ворот на взгорке стоял и сверкал на солнце трактор.
Но не потому, что трактор – это символ средоточия механических наук, а потому что тут, в бывшем РВВАИУ теперь тракторами «Белорус» торгуют.
А в наше время здесь на стелле взмывал в небо самолёт, как символ красивой мечты и устремлённости к ней.
То был тот самый МиГ-19, из которого выпотрошили двигатель, который так сильно ревел на приангарной стоянке, когда на нём проводились лабораторные работы...
С Днём знаний, товарищи офицеры!
С Днем знаний все, кто учился, кто учит и продолжает учиться!